Почему МСК носит имя героя социалистического труда Николая Ефимовича Момота?

Момот Николай Ефимович (26.08.1928, пос. Курск Новосибирской обл. – 16.03.1997, г. Москва), строитель, Герой Социалистического Труда (1985). Окончил Одесский политехнический институт (1955). С 1955 – мастер, прораб, начальник участка управления «Севзапэлектромонтаж», старший прораб, секретарь партийного комитета треста «Мурманскжилстрой», заведующий отделом строительства Мурманского ОК КПСС. В 1979 году назначен на должность начальника управления «Главмурманскстрой». С 1986 года – сотрудник управления Минсевзапстрой СССР. Далее -  исполнительный директор Дирекции федеральных и региональных программ и прогнозов, заместитель председателя совета директоров АО «Россевзапстрой». Являлся руководителем и организатором возведения крупных промышленных предприятий (Ковдорского и Оленегорского комбинатов, комбинатов «Североникель», «Печенганикель» и др.), учреждений быта и культуры в городах Мурманске, Оленегорске, Кировске, Апатиты, Ковдоре, Заполярном, сооружения Кольск. АЭС и ГЭС. Был инициатором введения на стройках Мурманской области методов комплексного и бригадного подряда. Награжден орденами Ленина (1985), «За заслуги перед Отечеством» IV ст. (1994). Заслуженный строитель РСФСР (1978).

Николай Ефимович — инициатор создания областного совета бригадиров.

Особое внимание на совещаниях руководителей строительных организаций он уделял работе с выпускниками профессионально-технических училищ и шефству над учебными заведениями.

Абсолютно ясно, что решение огромных задач развития строительного комплекса Мурманской области могло опираться только на системную подготовку специалистов различного профиля. Можно смело утверждать, что организаторская деятельность Н.Е. Момота не была бы успешной, если бы не комплексная подготовка квалифицированной рабочей силы для предприятий Мурманской области.
Развитие системы подготовки квалифицированных рабочих на Кольском полуострове, естественно, шло таким же путем, как и по всей стране, хотя имело и свои особенности.
 Одним из последствий Великой Отечественной войны явилось снижение уровня общеобразовательной и профессионально-технической подготовки рабочих кадров. В военное и послевоенное время народное хозяйство страны, в том числе и на предприятия Мурманской области, пришло значительное число рабочих, которые не имели начального образования, что вызывало снижение среднего уровня их квалификации. Это могло сказаться на темпах восстановительного процесса в стране.

Только за период с 1941 по 1984 год ПТУ области дали народному хозяйству около 86 тысяч молодых рабочих.

Среди рабочих Мурманской области молодежь составляла большую часть, и эта тенденция в 80-е годы была устойчивой. Ряды рабочего класса области пополняются главным образом благодаря системе профтехобразования.

Профессиональное техническое училище №4 – одно из старейших училищ в Мурманской области, основная база подготовки специалистов-строителей для домостроительного комбината, Главмурманскстроя за период своего существования подготовило свыше 10 тысяч маляров, каменщиков, штукатуров, облицовщиков-плиточников и облицовщиков-мозаичников. На Мурманском домостроительном комбинате были бригады, которые в основном состояли из окончивших это училище.  

Его выпускники участвовали в строительстве автозаводов в Тольятти и в Набережных Челнах, в восстановлении после землетрясения г. Ташкента, в строительстве Кольской атомной станции.
Нельзя не вспомнить прекрасных педагогов-воспитателей, по 30 лет отработавших в профессиональном училище №4, мастеров «Золотые руки» Жукова Ивана Николаевича, Шестакову Марию Сергеевну, Агафонову Валентину Ивановну.

В 90-е годы ХХ века, особенно сложные для профессионального образования страны, коллектив училища искал новые варианты подготовки специалистов, стремясь сохранить высококвалифицированные кадры материальную базу.   Более трех лет коллектив успешно сотрудничал с коллегами Учебного центра г.Торнио (Финляндия), что дало возможность на уровне европейских технологий обучать и переобучать специалистов, стоящих на учете в Центре занятости.

Большую трудовую жизнь отдал своим воспитанникам мастер производственного обучения А. Я. Сафронов, Герой Социалистического Труда, ветеран войны. Почти двадцать пять лет трудовой деятельности на стройках города стали прочным фундаментом обучения воспитанников. Его опыт включал строительство двухэтажных шлакоблочных и брусчатых домов, строительство пятиэтажных и девятиэтажных зданий. В них он вложил свое тепло, биение сердца настоящего человека. Его руки возводили Межсоюзный дворец культуры, кинотеатры «Мир», «Мурманск», универмаг «Волна». Долгое время Александр Яковлевич готовил молодых строителей, передавал им свой богатый опыт, воспитывал в них лучшие черты рабочего класса, честь которого он пронес незапятнанной через всю свою жизнь. Мурманчане высоко оценили его заслуги, избрав Анатолия Яковлевича почетным гражданином г. Мурманска.

В самый длительный и сложный период руководил творческим коллективом ПУ-№4 Олег Федорович Бирюков, единственный руководитель в областной системе профессионально-технического образования, награжденный медалью имени Н.К. Крупской. Он приехал из Прибалтики в начале 70-х годов, потому что здесь, на Рыбачьем, погиб его отец. Отдав работе с подростками более 40 лет, Олег Федорович всегда был по-молодому быстрым в движениях, мыслях и действиях. Юношеское восприятие жизни сочеталось у него с мудростью много познавшего человека.
Большой путь развития прошёл коллектив профтехучилища № 14 г. Мурманска, впоследствии строительный лицей. 

Это был трудный старт. Существенно выросли требования к выпускаемым строительным кадрам.  Высшие учебные заведения страны в то время не готовили специалистов для системы профтехобразования. В училищах работали выпускники индустриально-педагогических техникумов, производственники, учителя общеобразовательных школ.

Из 19 мастеров производственного обучения ни один не имел опыта работы. Мастера не знали основ ни педагогики, ни психологии подростков, ни методики передачи своих знаний учащимся. Из первого состава только один имел высшее образование, 4 (22%) - среднее специальное, 4 - общее среднее, 1 - 9 классов, 3-8 классов, 4-7 классов и 2 - 6 классов.

Однако строительные предприятия направляли в структуру профессионально - технического образования свои лучшие кадры.

Постепенно набирал профессиональный потенциал и коллектив профессионально-технического училища №14, открывая новые направления подготовки квалифицированной рабочей силы. Вместе с усложнением задач рос и профессионализм преподавателей и мастеров. В результате было принято решение Мурманского областного комитета по образованию о присвоению статуса строительного лицея. Это решение обеспечивалось высоким уровнем профессиональной подготовки и современной учебной и материальной базой лицея. Но самым значимым аргументом был тот факт, что выпускники лицея успешно работали в большинстве строительных организаций г. Мурманска и Мурманской области.    

О мастере «Золотые руки» из ПТУ № 14 Кулижникове Василии Николаевиче ходили легенды. В. Н. Кулижников имел дело только с юношами. И самые неподдающиеся у него становились людьми с твердыми жизненными ориентирами, основанными на вере в добро и справедливость.

Имя Н. Е. Момота присвоено Мурманскому строительному лицею № 14, открытому по инициативе Николая Ефимовича Момота. На зданиях лицея и «Главмурманскстроя» установлены мемориальные доски в его честь.

Экономическая трансформация Мурманской области в постсоветский период потребовала нестандартных решений в реорганизации структуры учебных заведений. Сокращение объёмов строительных работ, рост малого бизнеса, особенно в сфере торговли и общественного питания, а также оптимизация расходов в расчёте на подготовку одного специалиста привел к необходимости объединения под единым руководством в 2002 году 14-го строительного лицея им Н.Е. Момота и 21-го профессионального училища.

История училища № 21 уходит в далекие 40-е годы прошлого века.

На базе торговых курсов при Мурманторге была создана школа Торгово-кулинарного ученичества, которая располагалась по адресу ул. Ленина д. 71 и функционировала до 1984 г. Контингент составлял свыше 500 человек, готовили продавцов, контролеров-кассиров, товароведов, поваров-кондитеров, официантов. Количество преподавателей и мастеров составляло более 70 человек.
Учитывая вклад педработников в подготовке кадров работников торговли и общественного питания, были награждены:

  • орденом «Трудовой доблести» старший мастер Вишневская М. И.,
  • значком «Отличника советской торговли» старший мастер Сочнева З. М.,
  • отраслевыми наградами мастер п/о Распопова Н. Г.,
  • почетными грамотами Министерства образования Сочнева З. М. (ст. мастер), Симанова В. Н. (мастер), Дремлюга В. Н. (мастер), Котова Л. А. (мастер), Солдатова Т. Н. (преподаватель), Кожухарь Н. А. (зам. директора по ОД), Кармановская Н. Д. (директор), Козлова Л. А. (мастер), Самкут Ф. Н. (мастер), Мыскова И. С. (преподаватель), Копылова Л. В. (преподаватель).

Учебная база училища оснащалась новым оборудованием, натуральными образцами товаров, формировались учебные лаборатории и учебные классы.

Коллектив учебного заведения всегда был активен в проведении мероприятий как внутри училища, так и областных.

Уделялось много внимания эстетическому воспитанию учащихся. Мыскова И. С. (преподаватель эстетического воспитания) совместно с библиотекарем Глубоковой Л. В. проводили такие мероприятия как «Поэты серебряного века», музыкальные вечера и др.

Производственное обучение учащиеся проходили в универмаге «Мурманск», «Универсаме» (сегодня «Северное Нагорное»), ресторане «Полярные Зори».

Соблюдались традиции для учащихся, ежегодно проводился слет выпускников училища, где отмечали лучших ценными подарками и почетными грамотами.

Училище за все годы своей работы было кузницей кадров для таких организаций нашего города, как «Горпромторг», «Горпищторг», трест столовых, трест ресторанов и кафе, «Горплодовощеторг».
Однако этот этап реорганизации потребовал нового качественного скачка в развитии системы подготовки специалистов среднего звена. Уровень педагогических кадров позволил поставить более выкую планку и преобразовать учебное заведение с присоединением   профессионально-технического училища № 4 в 2006 году в современный строительный колледж (МСК), сохранив за ним право носить имя героя социалистического труда Николая Ефимовича Момота.

На данный период Мурманский строительный колледж (МСК им. Н.Е. Момота) представляет собой динамично развивающуюся систему подготовки квалифицированных кадров для различных отраслей региональной экономики.

В Мурманском строительном колледже осуществляется подготовка по 14 профессиям начального профессионального образования, 12 специальностям среднего профессионального образования, 30 программам профессиональной подготовки, 12 программам дополнительного образования. В колледже имеется 2 филиала. Контингент обучающихся варьируется в пределах 1350-1450 студентов и обучающихся по основным программам и 600-700 человек по программам профессиональной подготовки и дополнительного образования.

Образовательный процесс Мурманского строительного колледжа организован в соответствии с современной педагогической концепцией, которая носит гуманистический характер и определяет главной целью образования и воспитания реализацию и самореализацию личностного потенциала обучающихся.

Акцент делается на систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и в пространстве и приводящую к намеченным результатам.

Основным подходом к обучению является системно-деятельностный. 

При организации учебного процесса используются технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, технологии на основе усиления социально-воспитательных функций образовательных учреждений, личностно-ориентированные технологии.

В учебный процесс внедрены новые формы и методы обучения, инновационные технологии, а именно:

  • интегрированные уроки, тестирование, КВН, «клуб знатоков спецтехнологии», деловые игры, тематические дискуссии, научно-практические конференции, анализ конкретных ситуаций на производстве (Гусева Г.В., Князева Ю.В., Нашахалова Н.М., Минц Н.В., Сапова В.А., Мишкинис Э.А.);
  • информационно-коммуникационные технологии, технологии активных форм обучения (деловые игры, уроки-зачеты, интегрированные уроки), технология ориентирования на конечную цель обучения, проектная методика (Безуглая С.Т., Терешкина З.А., Перникова Е.В., Огнивчук Е.В., Мишкинис Э.А., Васильева Р.А., Кармановская Т.В.), проведение социологических исследований студентами с целью выявления степени творческого мышления и навыков поисково-исследовательских способностей (Гусева Г.В., Терешкина З.А., Лисина М.В.).
  • исследовательские и экспериментальные методы обучения (дискуссионные, исследовательско-поисковые, аналитические, ситуативные), развивающие педтехнологии (организационно-деятельностная технология, деловые игры), зачетно-семинарские формы обучения, проблемное изложение материала и личностно-проектная технология с использованием ИКТ (Гусева Г.В., Нашахалова Н.М., Егорова И.А., Николаева В.Ю., Цыганкова Е.Н., Перникова Е.В., Лисина М.В.).

Выделены направления инновационной деятельности:

  • развитие дуальной схемы обучения по специальности «Водитель городского электротранспорта» (с ОАО «Электротранспорт»);
  • развитие системы обучения рабочим профессиям учащихся с задержкой развития, инвалидов;
  • развитие системы подготовки по SNS-технологиям.

На базе колледжа созданы областные методические профессиональные объединения, во главе которых стоят преподаватели колледжа: «Сварочное производство» (председатель – Кропива А.С.), «Строительство» (председатель – Созинова З.И.), «Торговля» (председатель – Гарина В.И.).

Для обобщения и распространения опыта работы педагогические работники колледжа принимают участие в мероприятиях муниципального, регионального, федерального уровней: выступают с докладами и презентациями на областных семинарах и научно-практических конференциях, организуют открытые уроки и мастер-классы для слушателей МОИПКРОиК, участвуют в общероссийском проекте «Школа цифрового века». Активно работают в международном проекте «Kolarctic».

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является неотъемлемым элементом в системе образования колледжа. Участие в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах технического творчества способствует формированию у обучающихся и студентов творческого мышления, развитию индивидуальных способностей, совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы, инициативного подхода к усвоению знаний.

Большое внимание уделяется обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Администрация МСК регулярно проходит курсы повышения квалификации в МОИПКРОиК по программе «Охрана труда для работодателей и работников учреждений».

Существенную роль играет организация физкультурно-массовой работы с обучающимися. Система мероприятий носит сквозной характер «уроки - работа секций - внутриколледжные соревнования и праздники - областные соревнования». По совокупным результатам и массовости участия колледж систематически занимает 1 место в области среди всех учреждений НПО и СПО. МСК - единственное учреждение в области, принимающее участие как в играх обучающихся НПО, так и спартакиадах СПО. За последние пять лет колледж принял участие в соревнованиях по всем видам спорта как среди юношей, так и среди девушек.

С 2012-2013 учебного года колледж стал одерживать победы не только в соревнованиях с колледжами, но и университетами, победив в конкурсе министерства строительства и территориального развития «Умный дом-2013» (участвовал МГТУ и филиал СПб университета водных коммуникаций) и заняв первое место в мурманском дивизионе Ассоциации студенческого баскетбола России (МГГУ, МГТУ и КФ ПетрГУ). У команды головного Петрозаводского университета колледж выиграл уже в рамках финала Северо-Западного федерального округа.

В колледже созданы условия по реализации внеучебных интересов обучающихся: секция по волейболу, секция по баскетболу, секция по мини-футболу, секция по пауэрлифтингу, секция по ОФП, спортивные бальные танцы, литературная гостиная.

В спортивно-оздоровительных секциях на базе колледжа занимается 29% обучающихся и студентов.

Возрастающее воздействие оказывает процесс интернационализации образовательных связей. Колледж участвует в двух проектах: «High Five» (финансировался службой занятости и благосостояния Норвегии) и «ConEct» (программа «Kolarctic»). В рамках последнего проходят стажировки на предприятиях Норвегии, Финляндии и Швеции студентов колледжа.

В целом можно утверждать, что история становления МСК имени Николая Ефимовича Момота проходит успешно и имеет уверенную перспективу стать ведущим учебным заведением в подготовке квалифицированной рабочей силы для экономического развития Мурманской области.